ВИДЕО / Клуб «Зеленый объектив»

Версия для печати Версия для печати

 

Молодежь смотрит экологическое кино  

 


Кино альтернативное массовому

 

Евгений Селюков, звукорежиссер,
3 курс, КазНАИ им.Т.Жургенова,
октябрь 2010 г.

На занятии, посвященном современному кинопроцессу, мы смотрели фильм французского режиссёра Колин Серро «Прекрасная зелёная». Мне кажется, что этот фильм заставит задуматься каждого. После его просмотра на душе остаётся чувство некой светлой грусти, добрых надежд и желание изменить себя и окружающий мир. Ведь действительно, рост городов, стремительное развитие науки и техники, глобализация настолько изменили человека и отдалили его от понимания, что такое Земля, что мы даже не задумываемся об окружающем нас мире и природе.

Вообще, французские кинематографисты уделяют большое внимание съемкам природы и размышлениям о противоречивой роли человека, которую он играет в ее судьбе. Этот фильм не является исключением и продолжает традицию.

В нем противопоставляются два мира – Земля и другая, неизвестная нам планета, населённая похожими на нас людьми. Но развитие на той Прекрасной зеленой на несколько тысячелетий опередило нашу цивилизацию. И этот контраст очень заметен: мы видим цветущие поляны, экологически здоровую пищу, кристально чистую воду, здоровых людей. Их взаимоотношения, внутренний мир – абсолютная противоположность тому, что мы наблюдаем на нашей Земле.

Этот фильм я бы отнёс и к альтернативному, и к экологическому кино, т.к., с одной стороны, совершенно иной взгляд на нашу планету глазами инопланетян. Интересно, что инопланетяне предстают не в привычном голливудском представлении, в образах каких-то уродцев или монстров, а в облике обычных людей. В этом фильме присутствуют элементы фантастики, но опять-таки не по «американским» меркам. При этом в основе идеи фильма – взаимоотношения человека и природы, человека и человека.

На примере жизни на другой планете начинаешь понимать, насколько ничтожна и убога наша жизнь на Земле. Сюда, не хотят лететь жители той Прекрасной зеленой планеты, и земляне, которые покинули нашу планету (в финале фильма девушки улетают с молодыми инопланетянами), не сожалеют о своем поступке.

Велико значение музыки в фильме. Такое ощущение, что она звучит непрерывно. Не случайно выбрана классическая музыка, символизирующая чистоту, гармонию, соразмерность частей и интеллектуальное начало. По сравнению с ней смешно, глупо и убого звучит рок-н-ролл, который в наше время, в принципе, тоже уже считается классическим стилем.

Фильм произвёл на меня большое впечатление, заставил взглянуть на себя со стороны. Несмотря на небольшой бюджет, фильм получился очень увлекательным, интересным и насыщенным разными событиями. В нем нет голливудских спецэффектов. Но такое кино не нуждается в них. Главный «спецэффект» заложен внутри фильма и заключается в том, что он воздействует на наше сознание и побуждает к серьезным размышлениям о том, что есть жизнь и что такое красота…

  



Огромный и прекрасный мир


Дарья Лиханова, звукорежиссер,
3 курс, КазНАИ им.Т.Жургенова,

ноябрь 2010 г.

 

Посмотри вокруг! Что ты видишь? Какие чувства испытываешь? Ты когда-нибудь замечал, что в жизни есть нечто более прекрасное, чем каждодневные дела и заботы? Суета затягивает и затмевает прекрасное. Осознание открытия неведомого пришло через неожиданное переживание чуда. Этим чудом стал для меня фильм «Микрокосмос». Я оказалась в другом мире. Он показался скорее нереальным, чем настоящим, потому что не знаком многим из нас, живущим в огромном человеческом сообществе! А здесь …мы словно гостили в сказочной стране. Оказалось – это огромный мир! «Будьте осторожны... Вы можете случайно кого-нибудь раздавить! – предупреждали создатели ленты. – Это уникальный мир природы! Мир насекомых!»

Режиссеры фильма Клод Нуридсани и Мари Перенну создали документальное кино о крошечных животных и сделали это удивительно художественно. Используя множество приемов, они воздействовали на наши чувства и возбудили волшебный полет мыслей. Вместе с ними мы увидели в маленьких существах почти актеров, исполнителей ролей, предназначенных самой природой. Поразительно, как уважительно и аккуратно относились к своим героям создатели фильма. Окунувшись в этот мир Любви, мы почувствовали себя его частичками! Встреча с каждым его жителем приносила все новые и новые ощущения. Вот сцена любви и нежности двух улиток. Какая гармония в их плавных движениях! Наблюдая отношения этих земных обитателей, будто ощущаешь тепло их объятий!

Создатели фильма предоставили нам возможность побывать в прекрасном мире, среди маленьких жителей травы и воды, где звуки природы можно было слушать бесконечно, отдаваясь их очарованию, сливаясь с ними душой. Это мир неведомых звуков! Мы слушали оркестр природы: жужжание насекомых, шорох травинки, грохот падения первых капель дождя. Нам показали мир ярких красок, ярких, как радуга... Мы побывали в фантастической сказке, где каждое движение маленьких обитателей, говорило нам: «Осторожно... Это огромный и прекрасный мир! Мир гармонии и любви!»




Микрокосмос – огромная Вселенная

Ольга Чукаева, звукорежиссер,
3 курс. КазНАИ им.Т.Жургенова,
ноябрь 2010 г.


Как часто мы слышим слова: Космос, Вселенная? Какое представление имеем о них? Обычно это нечто таинственное, завораживающее, бесконечное и непостижимое, что-то, что неустанно притягивает нас, что заставляет взглянуть на небо и увидеть безграничность этого мира и восхититься сиянием крошечных искорок, которые будто подмигивают нам. Но существует и другая Вселенная – маленькая, почти незаметная, в которой, если рассмотреть ее под увеличительным стеклом, можно также почувствовать себя невероятно крохотным созданием. Это и есть микрокосмос, параллельный мир, находящийся прямо у нас под ногами. Однако мало кто из людей обращает внимание на кого-то другого, кроме себя. Ведь для этого нужно остановиться хотя бы на мгновение, отстраниться от суетного внутри себя, оглянуться вокруг... и увидеть, что на Земле существуешь не только Ты, твое Я.

Так поступили замечательные режиссеры Клод Нуридcани и Мари Перрену, сняв изумительный фильм «Микрокосмос». Эта лента не является истинно документальной, она представляет альтернативный взгляд на кино про животных. Большинство таких фильмов имеют научно-познавательный характер и основаны на научных исследованиях и опытах.

Профессиональные ученые-энтомологи, Клод и Мари, решили пойти другим путем: показать на экране таинственный мир, не опираясь на сухие энциклопедические знания, а, как художники, нарисовать собственное поэтическое представление об этом мире. Мире, где обитают фантастические существа, где насекомые умеют танцевать на воде, а некоторые даже ходить вниз головой, заставляя нас восторгаться и смотреть, разинув рот. Жизнь здесь бьет ключом! В этой Вселенной есть все: любовь двух улиток, волшебное появление на свет бабочки и красота ее первого полета, упорство жука, готового толкать навозный шарик до тех пор, пока не найдет ему подходящего места, дружба и сплоченность муравьев, вместе они обустраивают жилище, готовят на зиму запасы. Есть здесь и свои хищники, питающиеся свежей кровью жертвы, – вот паук выжидает удобный момент, чтобы опутать крепкой паутиной беспомощного кузнечика… Не находите ли вы, что с подобным поведением мы сталкиваемся и в мире людей?

Думаю, для режиссеров фильма было немаловажно сравнить представление о пространстве и времени в мире людей и в мире насекомых, увидеть сходства и различия.

Авторы раскрыли красоту отношений этих маленьких существ и изменили наше представление о крошечных обитателях мира. Из, казалось бы, «противных, назойливых таракашек» они вдруг превращаются в изящных балерин, талантливых и артистичных певцов и певиц; несимпатичные букашки приобретают аристократичные манеры, становясь изысканными и утонченными, а неповоротливые улитки вдруг поражают нежностью и теплотой отношений, какие не всегда встретишь у людей.

Звуковое пространство фильма поражает многообразием палитры. На редкость тонко и точно выстроена фонограмма. Здесь все звучит, каждый персонаж имеет свой «голос», свою музыкальную характеристику. Вот высокий звук издает комар. Рядом с божьей коровкой с грохотом шлепается дождевая капля. Крошечные муравьи, кажется, передвигаются абсолютно бесшумно. Но в фильме их шаги озвучены, поскольку каждый представитель этой большой семьи олицетворяет энергию, силу, присутствие каждого исполнено значения. Все вместе они – крепкая общественная организация, которая трудится с утра до вечера. Звуки, издаваемые насекомыми, шумы природных стихий: ветра, дождя, ливня, грома и молнии  — образуют гармоническое целое, естественным образом перерастают из озвучивания отдельными музыкальными инструментами в мощное звучание симфонического оркестра.

Фильм этот затрагивает самые разные чувства: заставляет иной раз улыбнуться, в другой – испытать чувство сострадания, сопереживания. Мы совершаем путешествие в Космос на Земле! И начинаем понимать, что Вселенная – это не только небо, звезды, планеты, галактики. Это – все мы. Большие и маленькие, животные, люди, растения. И от способности ощущать эти взаимосвязи зависит жизнь Вселенной и всех обитающих в ней! Так же, как мы живем во Вселенной, Вселенная живет в каждом из нас!

 


  

Мир прекрасен
Валентина Серова,
студентка 1 курса операторского отделения ТЭАКТ,
апрель 2006 г.

Мир прекрасен, но мы этого не замечаем. В суете и массе хлопот, вечной нехватке времени мы постоянно боимся чего-то не успеть, а чего - порой не знаем сами. Если и видим прекрасное, то все равно торопимся в связи с другими делами, снова куда-то мчимся, драгоценное время оставляем для добычи денег – нашей основной жизненной цели. Весь мир пропитан сладким дурманом обладания денег и одержим этим коварным словом. Мы предаем родных и близких, убиваем и обманываем, любим и продаем за них. А главное мы продаем за это души.

В погоне за богатством все отодвигается на второй план: семья и счастье общения, чистота вокруг и духовные заботы. О природе мы даже не задумываемся. С каждым днем мы отдаляемся от животных. Мы совсем не замечаем, какие они беззащитные и преданные. Ведь с какой силой может привязаться собака к человеку, и с какой легкостью он предает ее, и не считает свой поступок таким уж подлым.

Каждый раз, когда я перечитываю стихотворение Эдуарда Асадова «Рыжая дворняга», на глаза наворачиваются слезы. Поэт описал, как животное остается верным человеку даже после жестокого предательства.

С каждым днем люди забывает, что они на самом деле – дети природы, утрачивая лучшее из того, что дала им природа. Мы много говорим о благах цивилизации, не задумываясь, что не все, что дает цивилизация, людям необходимо и полезно для нас.

На земле еще есть такие отдаленные от цивилизованного мира места, где живут первобытные племена, и люди склонны называть их отсталыми, недоразвитыми.

В фильме «Дерсу Узала» мы увидели, где и как проходит линия границы между цивилизованным миром и миром природы. Лесные люди не знают, что такое ложь, обман, корысть. Природа для них – живое существо, которое страдает и плачет, радуется и грустит, рождается и умирает. Эти люди живут среди гор и лесов, черпая знания и навыки у самой матери-природы.

Можно ли назвать главного героя этого фильма неграмотным, отсталым? Нет. В нем заложена великая мудрость и ум. Он наивный философ, он глубоко чувствует и понимает природу.

Человек нашего мира слышит в журчании воды лишь шум, наблюдая закат, видит смешение красок.

Да, мы живем в мире, где правит цивилизация, но ведь это не дает нам право отворачиваться оттого, что еще не запачкано нашим бытием. Почему бы не сосуществовать в гармонии с природой и с самим собой. Мы стараемся покорить вершины, не задумываясь, а нужно ли это вершинам, чтобы их покорили. Можем ли мы сказать, что цивилизация влияет на природу положительно? С какой бы стороны мы ни смотрели, как бы ни хотели, чтобы это было так, ответ будет однозначен. Нет.

Развитие научно-технического прогресса облегчает нам жизнь, но и тем самым усугубляет состояние природы. С каждым днем количество фабрик и заводов увеличивается, растет число домов и машин, вырубаются леса, идущие на производство стройматериалов, закладываются асфальтом недавно зеленеющие поля. Все это ведет к сокращению нетронутых пространств. Человек старается взять у природы больше, не оплатив ей ничем. Чем больше у человека денег, тем больше его ненасытность. Влиятельные коммерческие предприятия идут на аморальные действия, лишь бы ничто не отразилось на их доходах.

Услышав шелест купюр, человек забывает про все. Его разум и сердце затмевает предвкушение наживы, в глазах, напоминающих взгляд умалишенного, отражается образ денежных знаков, который никогда уже не покидает этих глаз. Человек променял душу на деньги. Теперь только жадность и страх во взгляде.

Неужели никто их этих людей не задумывается, к чему ведут их действия. Они глухи и слепы к прогнозам ученых. Ведь час расплаты неизбежен. Количество углекислого газа растет, его некому поглощать, ведь наши леса вырубаются с огромной скоростью, не успевая восстанавливаться. А именно увеличение углекислого газа, по мнению некоторых, ведет к глобальному потеплению. А что несет с собой высокая температура? Таяние ледников и увеличение количества осадков, которые возможно приведут ко второму всемирному потопу.
Человек, послушав историю о душераздирающем будущем, задумается и вздохнет.

– Да, это ужасно, но что я один могу сделать!?

И тогда мы бежим снова и снова в погоне за неизвестным, сливаясь с городским шумом, стараясь расширить нашу серость по всей планете, не задумываясь о том, что мы оставим нашим детям? Смог и груды полиэтиленовых пакетов?

Не знаю. Может, настанет такой день, когда одинокий одуванчик пробьется сквозь асфальт, и маленький мальчик спросит у мамы:

– Что это?

А мама, пожав плечами, ответит:

– Не знаю…

 

 


 
Откуда Европа берет бензин?
 
Юлия Самойлова,
студентка 3-го курса операторского отделения ТЭАКТ,
март 2006 г.
 
Где главный источник? Документальный экологический фильм «Источник» молодых чешских авторов Мартина Скальски и Мартина Маречека рассказывает о том, как в Азербайджане добывается нефть, и по каким каналам она поступает в Европу. Таков был в основе замысел съемочной группы – показать европейскому зрителю, откуда поступают нефтепродукты для многих миллионов автомобилей обеспеченных европейцев.

Заранее обдумав сценарий, наметив основные цели и задачи работы дома, группа отправилась на место съемки, в Азербайджан. Приехали и увидели, как сама реальность кардинально изменила их планы. Группа должна была действовать оперативно в предложенных условиях, чтобы не уйти далеко от первоначального замысла.

Чехи столкнулись с массой проблем. Самые большие трудности возникли при встрече с людьми. Одни – боятся говорить, а другие – скрывают правду. Мелкие начальники и охранники не подпускают к нефтяным вышкам, скрывают информацию, даже пытаются забрать отснятый материал.

И все-таки группе удалось снять фильм. И связать отснятый материал с главным замыслом. Фильм можно разбить на несколько маленьких историй о конкретных людях, попавших в поле зрения объектива. Чем глубже проникаешь в проблему, тем трагичней истории, рассказанные в этой ленте, мы, зрители, понимаем, что речь идет о бедах и несчастьях ни одного, ни двух, а тысяч людей.

Сначала оператор снимает открыто, но съемку прерывает охранник, и тогда камеру укладывают в сумку, а микрофон в руке ассистента, беседующего с охранником. Теперь разговор записывается скрытой камерой и открытым микрофоном. Охранник дозванивается начальству, и руководство дает разрешение. По дороге этот человек рассказывает свою историю, как он попал сюда, на эти прииски. "Когда-то я работал учителем русского языка, но Советский Союз развалился, русский язык теперь никому не нужен. Я остался без работы," – говорит охранник. Съемка продолжается.

Вот один из ответственных представителей, показывая территорию, поясняет, как и сколько добывается нефти. По пути встречают женщину, диссидента (как сказано в титрах). Она с волнением говорит о нарушениях, связанных с техникой безопасности труда. Сразу очевидными становятся противоречия между тем, что говорит большое начальство и простые люди. Начальник утверждает, что все технологии соблюдены, радиация не превышает норм, рабочие обеспечены всем необходимым, заработная плата вполне достаточная, чтобы жить хорошо. А люди рассказывают и показывают, насколько все это не соответствует истине.

Кому верить? Кадры, снятые скрытой камерой, сразу разоблачают тех, кто лжет.

Вот девочка на балконе развешивает белье, камера плавно на зуме отъезжает от объекта, пространство кадра увеличивается. И что видит зритель? В двадцати метрах от дома находится забор, за ним, над скважинами – вышки с насосами, а вокруг, как маленькие озерки, разливы нефти. Какая грязь и нищета рядом с "черным золотом"!

Вторая часть фильма рассказывает о строительстве нового нефтепровода.

Для местных властей – это шанс сотрудничества с Европой. Капиталовложения Всемирного банка должны улучшить благосостояние людей. Но на самом деле строительство нефтепровода на плодородных землях сельских жителей только ухудшило их существование. Правительство незаконно завладело землями, принадлежавшими людям. Земля кормила их. Как теперь, лишившись земли, они будут кормить семью? Но этот вопрос не взволновал никого. Европейцы, вложившие деньги в этот проект, говорят: «Да, мы проложили трубы через земли крестьян и выплатили местным жителям компенсацию». «Большую компенсацию», – утверждают они. Но европейцы не знают, что люди получили на руки всего лишь по 50-60 долларов.

Тяжело смотреть, как народ пытается отстаивать свои права в борьбе с коррупцией, как живет в нищете…

Кажется, что авторы отошли от главного замысла, – о добыче нефти в Азербайджане, о доставке ее в Европу. Это не так. Все люди, принявшие участие в фильме, так или иначе связаны с нефтью. Авторы показывают, разные стороны проблемы – под названием «какова цена "черного золота"».

В этом фильме меня поражает работа не только режиссера, но и оператора и монтажера. Оператора можно сравнить с героем, который четко и отважно действует в экстремальной ситуации. Фильм снят необычно. Большая часть в кабинетах руководителей снята скрытой камерой. Не раз оператору удается поймать в объектив превосходные кадры. Представьте себе, стоят какие-то останки металлоконструкций и тут же нефтяные скважины, разливы нефти, пышно зеленеет трава и посреди этого пейзажа стоит корова и беспечно жует траву.

Вот группа – оператор и продюсер, ассистент (это сам Мартин Скальски) в магазине матрешек. Оператор увлеченно снимает матрешек, эти кадры подробно показывают в середине фильма, а потом и в конце. Кадры в финале особенно выразительны: лужа нефти, в ней колесо автомобиля, и на старой шине в ряд стоят матрешки – это семья президента Азербайджана: папа, сын, его жена и их дочь. Это кадр прямо-таки врезался в память.

Здорово придумали, сделав мультипликационные заставки. В них показали человечка, а иногда и нескольких человечков. То человечек едет на машине, загрязняя все вокруг выхлопными газами, то он заправляет машину бензином. В том случае, когда оператор снимал, как новый нефтепровод проложили прямо по крестьянским наделам, пришли охранники, чтоб навести порядок, прежде всего изъять пленку, кассету из камеры… Этот инцидент снять не удалось. А в мультипликационных кадрах с юмором показали, как ребята спасли пленку, спрятав ее на дереве.
 
 

 
Помни о душе мира…
(о фильме «Anima mundi» Годфри Реджио)
Лидия Мельник,
студентка 1 курса операторского отделения ТЭАКТ,
февраль 2006 г.

Море… На темной поверхности воды пляшут золотистые блики, беспрестанно меняя форму, но хранящие все тот же смысл, что и миллионы лет назад. В океане зародилась жизнь. Но что мы знаем о жизни? Как далеко мы ушли от природы, и есть ли путь назад? Поймем ли мы друг друга снова?

Загляни в глаза пумы. В них отражается мудрость природы, мудрость, которую мы понять не в силах. Годфри Реджио не предлагает нам понять – он уводит нас в мир дикой природы, удивительный, волнующий, чтобы мы почувствовали его, растворились в нем, восприняли «безмолвное знание мира», такое близкое всему живому и почти забытое нами.

Музыка Филиппа Гласса уводит нас из реальности, она пульсирует у нас в сердце, заставляя с головой погрузиться в созерцание волшебной, мистической красоты живого мира. Музыкальный ритм вводит нас в особый транс.

Взгляды зверей птиц, рептилий, насекомых завораживают своей глубиной. Словно мы ведем диалог с каждым из животных, диалог, в котором не нужны слова. Чувствуя свою общность с природой, начинаешь воспринимать ее на совсем ином уровне – понимать ее душой. Исчезает барьер, окружающее словно перестает существовать, наше сознание становится частью огромной души, каплей в изменчивом океане жизни.

Жизнь светится в глазах животных. Жизнь вздыхает пенными морскими волнами, жизнь в косяках рыб, стаях птиц, в стремительном беге антилоп, в пламенной вулканической лаве, в каждой клетке живого. А удивительная музыка по-прежнему ведет нас дальше, в ней звучит мелодия древних шаманов – необузданная, страстная, первозданная.

В каждом движении живых существ, в каждом вздохе, в каждом всплеске, в танце облаков – только красота, разливающаяся в нас, близкая нам, юная, полная сил. Невыносимо яркие, полные энергии кадры сменяют друг друга.

Но путешествие подходит к концу. Последний раз пума глядит на нас, словно давая напутствие: «Задумайся!». Стихает музыка, и дивная медитация окончена. Но теперь мы чувствуем в сердце частичку души мира необычайно остро. И эта частичка, пробужденная Годфри Реджио, будет излучать свет, напоминая нам, что мы – лишь часть великого творения природы, но наше равнодушие к ней может причинить огромный вред. Помни о Душе мира, ведь это и твоя душа…
 
 

 
После просмотра фильма
«Пассажиры забытых полустанков»…
Олеся Попова,
студентка 1 курса операторского отделения ТЭАКТ,
февраль 2006 г.

 
С развитием промышленности увеличивается загрязнение окружающей среды. Это факт. Это реальность сегодняшнего дня. А завтра? Каким оно будет? И будет ли?..

Решение проблем экологии – действительно задача первостепенной государственной важности, а значит, если нет заинтересованности со стороны правительства, как бы ни бились экологи – это все будет, как рыба об лед.

Разумеется, необходимо вводить в курс дела и население. Я живу в Алматы и о многом не знаю. На встрече в клубе посмотрела сюжет «Беспомощный Гигант» из экологического фильма «Пассажиры забытых полустанков» и узнала о событиях четырехлетней давности. Почему их не осветила пресса?

По телевидению так много бестолковых программ. Эти сериальчики, закрученные до дыр! Ну, сколько можно?!

Да. Это деньги, но все же экология – это все мы, это наша жизнь!..

На сегодняшний день из 13-ти (городских, алматинских?) телеканалов только 1-2 выделяют эфирное время на показ социальных роликов.

А ведь овладеть ситуацией (контролировать ситуацию) можно лишь при наличии достоверной информации, не исковерканной (не искаженной) в угоду заинтересованным лицам.

Мы имеем право знать!

Знающие должны действовать!

Знающие могут решительно действовать!

Знающие быстрее добьются правды!
 
 

 
Медведь преподает человеку урок
(о фильме «Медведь» режиссера Жан-Жака Анно)
Лидия Мельник,
студентка 1 курса операторского отделения ТЭАКТ,
январь, 2006 г.
 
В основе каждого фильма лежат, а воплощению замысла режиссера служат законы драматургии. И именно драматургия, прежде всего, поражает в фильме «Медведь». Когда речь идет об актерах, задача постановки сцен значительно проще, но когда актеры – животные… Как можно добиться того, что именно в нужный момент, в кадре, да еще при изменении трансфокатором общего плана на крупный, появляется большой медведь, идущий к медвежонку по каменистой равнине?!

Мы воспринимаем сцену совершенно естественно, но стоит представить какой адский труд многих людей стоит за каждым кадром, и делается страшно.

Потрясающе яркие краски, колоритные пейзажи, съемки длиннофокусной оптикой – все невыносимо красиво. Режиссер «очеловечивает» медведей, наделяет их теми же чувствами, волнением, переживаниями, которые испытывает человек. Оттого мир дикой природы словно делается ближе и понятнее нам. Жан-Жак Анно прокладывает дорожку от сознания животного к сознанию человека. Каждый кадр – предельно выразителен, каждый кадр – как открытка. Медвежонок для нас – скорее ребенок, чем детеныш. Его любовь к матери, его страдания после ее гибели, растерянность, смятение, нежелание верить, что такое произошло с ним – все это трогает нас, заставляет сжиматься наше сердце.

Во время просмотра фильма возникает ощущение, что животные, существа, движимые не сознанием, а инстинктами, гораздо более «человечны», чем люди – они менее жестоки, они способны помочь в трудной ситуации (как раненый медведь становится союзником медвежонка, который вылизывал его рану), они способны на удивительное благородство.

Мы привыкли видеть, как охотник в последний момент, сжалившись над зверем, опускает ружье. И мы начинаем уважать его за это. Но когда «свирепый» медведь, раненный охотником, оставляет ему жизнь, разворачивается и уходит – это поражает нас и вызывает уважение и почтение. Когда у зверя появляется возможность отомстить своему врагу, покарать его, одержать победу, он прощает его или просто не желает связываться. Ниже его достоинства убийство человека безоружного, трясущегося от страха. Человек из охотника превращается в добычу.

Медведь преподает человеку урок, одерживая еще более сокрушительную победу.
Еще мне безумно понравилось, как сделаны сны медвежонка. Они такие яркие, феерические, загадочные, в них отражаются страхи и мечты, видение мира. Немногие режиссеры решаются демонстрировать нам сны животного. Более того, даже сны человека воплотить в кино и сделать их убедительными, соответствующими сновиденной реальности очень сложно. А снам медвежонка у Анно мы верим.

Мы верим Жан-Жаку Анно на протяжении всего фильма, что бы ни делали его герои. Он, без сомнения, мастер своего дела, и его талант увлекает нас в мир, в котором мы давно перестали жить – в мир дикой природы.

«Медведь» – потрясающий фильм, дающий возможность прожить жизнь, пусть совсем короткую, но рядом с животными. И эта жизнь реальна, потому что на нее откликается наше сердце.