ВИДЕО / Клуб «Зеленый объектив»
Версия для печати Версия для печати
Фестиваль закончился. Да здравствует фестиваль!
Земля, научи меня...
Молитва племени юта

В «зеленые» организации приходят, как правило, люди социально активные, обеспокоенные состоянием природы и общества. Они понимают, что низкий уровень  экологической культуры – одна из серьезнейших проблем в нашей стране, и потому уделяют внимание работе с молодежью.

Для  Экологического общества «Зеленое спасение», которое действует в городе Алма-Ате (Казахстан), просвещение и образование являются приоритетами. Нередко возникают среди сотрудников дискуссии по поводу форм деятельности, педагогических подходов, методик. Как организовать в горах летнюю экологическую школу для подростков, как собрать детей в кружок любителей природы в городской библиотеке? Кое-что мы уже апробировали и накопили скромный опыт. Можете прочитать о нем в наших вестниках «Зеленое спасение».

Два года назад преподаватель операторского отделения Технико-экономической академии кино и телевидения (г.Алма-Ата), выпускник ВГИКа 70-х, Л.Т.Кузминский предложил нашей организации подключиться к экологическому воспитанию студентов. Но как это сделать? Возникла идея использовать средства кино, возродить несколько подзабытую форму культурно-просветительной работы – клуб.

Договорились с руководством академии, и с февраля 2007 года начал работать клуб экологического фильма «Зеленый объектив». Раз в неделю для небольшой аудитории проводятся некоммерческие сеансы, просмотр завершает дискуссия. Благо, есть что демонстрировать. Коллекция организации складывалась в течение многих лет. В ней и фильмы Ж.-И. Кусто, всемирно известного исследователя морей и океанов; и ленты казахстанских мастеров В.А. Белялова и Л.Ж. Мухамедгалиевой, снимавших сюжеты о краснокнижных животных. Всегда с интересом смотрятся изумительные фильмы М.Перрену, Ж.Перрена, К.Нуридсани, Ж.Клузо о жизни насекомых – «Микрокосмос», о неутомимых пернатых путешественниках – «Птицы», грандиозное поэтико-документальное повествование – «Марш императорских пингвинов». Есть работы товарищей по неправительственному сектору – друзей из замечательного клуба «Эремурус» (Узбекистан), коллег из Петербурга, Астрахани. В коллекции имеются и собственные короткометражки, даже удостоенные призов на фестивалях.


А если небольшой фестиваль?!

Первоначально программа клуба формировалась довольно спонтанно: кинопублицистика, фильмы-путешествия, видовые, агитационно-пропагандистские, социальные ролики.

А если организовать небольшой фестиваль?! Без номинаций, без жюри, без наград… Просто для души, чтобы привлечь внимание общественности, СМИ к проблемам особо охраняемых территорий; пропагандировать средствами экрана непреходящую ценность природы, увлечь молодежь идеей защиты родной земли.

Так и решили, пусть будет фестиваль. В его подготовке активное участие приняли эксперты проекта «Сохранение in situ горного агробиоразнообразия в Казахстане» (проект правительства Казахстана, Глобального экологического фонда и Программы развития ООН).

Определились с названием «Земля – наша родина». Приближалась весна, а с ней и памятные для защитников природы даты, поэтому решили посвятить фестиваль Маршу парков и Дню Земли, показывать фильмы редкой для нашей страны тематики о заповедниках и национальных парках.

Просмотрели свою видеотеку, поняли, что в фонде организации мало лент об охраняемых природных территориях, и обратились к коллегам из природоохранных организаций с просьбой прислать фильмы.

Поразительно быстро откликнулись сотрудники национальных парков Камчатки. Их бандероль пришла первой. А в ней на дисках целая подборка – «Ассоциация особо охраняемых природных территорий Камчатки», «Природный парк «Налычево», «Эдэн (ветер) в «Налычево», «Весна в «Налычево» – более двух часов записей.

Затем прибыли диски из Москвы из представительств Гринпис и WWF России. Откликнулись казахстанские неправительственные организации, парки и заповедники.
Мы получили 50 лент, включая 30-секундные социальные ролики.

Начался отбор для фестивальной программы. В нее вошли 22 работы из трех стран – Казахстана, России, Узбекистана. Показ распланировали на два месяца.


Фестиваль начался!

Вот и наступил день торжественного открытия. В зале собрались представители администрации Иле-Алатауского государственного национального природного парка и Алматинского заповедника, ученые, журналисты, коллеги из неправительственных организаций, студенты. С приветственным словом выступила ректор Технико-экономической академии кино и телевидения Куляш Сакеновна Болсанбек.

Засветился экран, и перед зрителями предстали картины величественных горных массивов, маковых полей, реликтовых еловых лесов, альпийских лугов, ледников, моренных озер – причудливых творений природы. А за кадром звучал полный тревоги комментарий о необходимости сохранения природных богатств, столь важных и необходимых для физического и духовного развития человека. Будто сама Земля взывала о помощи…

В первом фильме с публицистически острым названием – «Земля не принадлежит человеку», открывшем программу фестиваля, речь шла о горном хребте Заилийский Алатау, часть которого занимают Алматинский заповедник и Иле-Алатауский национальный парк, прилегающий к южной столице Казахстана. В 1994 году Казахстан подписал Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия. Одним из первых претендентов на включение в Список всемирного наследия стал Иле-Алатауский национальный парк… Но планы так и остались планами, а территория парка интенсивно осваивается, сокращая его шансы попасть в этот почетный перечень.

Эта лента – волнующее размышление активистов Экологического общества «Зеленое спасение» о настоящем и будущем охраняемых природных территорий, о необходимости мобилизации всех общественных институтов для их защиты, включая международные организации.

Впечатляющий пример положительного сотрудничества государственных структур, международных институтов и неправительственных организаций показан в фильме «Природное наследие России». Работа создавалась силами съемочной группы Гринпис России. Лента о том, что уже реально сделано – 14 (!) природных объектов включено в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, среди них – озеро Байкал, вулканы Камчатки, Золотые горы Алтая, Западный Кавказ… Список внушительный, такой и должен быть в самой большой стране мира.

Фильм впечатляет не только подбором интересных сведений – «самое большое по площади», «самое чистое в мире», «самое уникальное по количеству гнездящихся птиц», «самое выдающееся по количеству эндемиков», но и великолепными съемками.

На экране торжествовала Природа, и было очевидно, что произведение создано Человеком, прежде всего, во славу Земли, ее красоты и ее обитателей. Притопал к речке бурый медведь, примостились на уступе скалы бакланы и кайры, плеснул хвостом, вызвав бурю брызг, белый кит; высунул из воды мордочку калан и поплыл, перевернувшись на спину; горделиво оглянулся марал, величавой поступью ушел в заросли амурский тигр. Из чрева земли взметнулся к небу фонтан гейзера, заклубился пар горячего источника, на горизонте – дымок курящегося вулкана, с головокружительной высоты срывается горный поток… Словно дышит сама Земля.


Дыхание Земли или бизнеса?

Фильмов, обращенных к отзывчивым сердцам, было большинство. Российские «Тринадцать минут из соболиной жизни», «Заповедная Россия. Брыкин бор», два фильма-путешествия из трилогии о заповеднике «Хакасский» – «Вверх по Абакану», «В гости к Агафье Лыковой»; казахстанские – «Алтын-Эмель», «Не стреляйте в белых журавлей!»; узбекские – «Под пологом тугайного леса», «Зарафшанский заповедник».

Тревожный лейтмотив пронизывал многие документальные ленты. Как выжить леопарду, грациозной косуле, белому журавлю, бухарскому оленю, когда создаются все более изощренные варварские способы разрушения природы. Вот уже нет лосей в заповеднике «Хакасский», нависла угроза истребления над амурским тигром, выхухолью, стерхом.


Как защитить природу, этот мир, похожий на сказку?

Быть может, выход в развитии экологического туризма? К этому призывают создатели видового фильма, снятого Ассоциацией ООПТ Камчатки при поддержке Российского представительства Всемирного фонда дикой природы (WWF). Пусть люди увидят своими глазами уникальные памятники природы: горы, долины, вулканы, гейзеры, бурные реки и тихие речушки. Пусть пройдут по заветным тропинкам. Может быть, тогда они оценят преимущества экологического туризма. Но для его организации надо немало протрудиться: обеспечить нормальные условия для отдыха людей в путешествии по заповедным местам и создать условия для сохранения природных ландшафтов. Парки и заповедники с благодарностью примут помощь добровольцев, студентов-практикантов, спонсорские взносы.

В другом удачном документальном сюжете с научно-популярным комментарием «Природный парк «Налычево» (из обширной подборки о Камчатке) прекрасно сняты изумительные ландшафты. Природа не скупится: есть чем полюбоваться. Здесь предлагается более традиционная туристическая схема: приюты, гостевые домики ухоженные, уютные. С симпатичными табличками, например  «Дом друзей парка «Налычево». Так и захотелось побывать там, побродить узкими тропинками, поплескаться в чистой речке, вдохнуть ароматы цветов. Ненавязчивая и красивая реклама.

Но во всем нужна мера. И поэтому невольно настораживают откровенно коммерческие нотки, звучащие в фильме «Большие кавказские сердца», созданном WWF России. На экране Западный Кавказ – величественные снежные вершины, альпийские лужайки-коврики, горные реки и ручьи. Нарядные ворота – въезд в Тебердинский заповедник. Среди его задач – «создание благоприятных условий для развития курорта Теберда, туризма и интуризма». Жители и гости эмоционально рассказывают о достопримечательностях. А на экране – зубры, серны, медведи, кабаны, еноты, белки. В Тебердинском заповеднике сосредоточено много эндемичных и реликтовых видов животных и растений. Как сберечь их, не дать им исчезнуть? На сайте заповедника тоже много интересного: «А.К.Фон-Мекк, известный альпинист, много путешествовал и находил, что по красоте своей Клухорский перевал может поспорить с самыми знаменитыми альпийскими перевалами». Есть чем гордиться.

Рядом с заповедником расположен интенсивно посещаемый Домбайский туристско-экскурсионный район, где бурно развиваются горнолыжный спорт, альпинизм, горный туризм. В расцвете последнего особенно заинтересован глава администрации Домбая. С чувством удовлетворения он говорит о росте цен на недвижимость. «Дома в поселке покупают состоятельные люди со всего СНГ». Приезжайте на Кавказ!

А для работников заповедника: научных сотрудников, инспектора оперативной группы главная цель – защита природной территории. Многие из них обеспокоены сохранностью экосистем, незаконной рубкой леса, вторжением посторонних в зону покоя животных. Люди отдохнут и вернутся домой. А сохранится ли в целостности природа заповедника, ведь для животных – это единственный дом?!

Можно привести похожие примеры и из других лент. Общим для них является то, что многие фильмы несут на себе печать непрекращающихся дебатов о будущем охраняемых территорий. Как найти компромисс между природоохранными задачами заповедников и стремлением получить прибыль за счет использования первозданной природы? Что нам дороже? Дыхание Земли или бизнеса?


Печально, но факт…

В ряде лент рассказывалось о том, как в России постепенно формируются механизмы защиты природы, создаваемые совместно с международными природоохранными структурами. Сохранностью амурского леопарда обеспокоены Общество сохранения диких животных, Всемирный фонд дикой природы, Институт устойчивого природопользования, Фонд «Феникс» и журнал «Зов тайги». Недавно Уссурийский заповедник посетил премьер-министр России В.Путин… Даже обилие видеоматериалов, посвященных этой теме, свидетельствует о том, что проблему освещают, пытаются решить, в том числе и средствами кино.

Заповедное дело в Казахстане тоже имеет достаточно долгую историю, начавшуюся еще в 20-е годы прошлого века. Первый заповедник «Аксу-Джабаглы» был открыт в 1926 году, первый национальный парк – «Баян-Аульский» – создан в 1985 году. Сегодня в стране действует 10 заповедников и 10 национальных парков. И хотя по международным стандартам общая площадь ООПТ Казахстана относительно его территории не велика, эти земли настолько прекрасны, что им можно посвятить не один фильм, а многочисленные сериалы. К сожалению, казахстанская часть программы была представлена немногими лентами, и они вызывали противоречивые чувства.

В девяностые годы прошлого века в Казахстане продолжал работать творческий союз кинематографистов – оператор Вячеслав Белялов и сценарист Лариса Мухамедгалиева, сложившийся в конце  60-х годов. В 1997 году они сняли фильм о только что созданном национальном парке «Алтын-Эмель», образованном на базе Капчагайского охотничьего хозяйства с целью сохранения уникальных природных комплексов и историко-культурного наследия Илийской впадины.

Ленту делали по заказу компании «Шеврон Мунайгаз» в период кризиса студии «Казахфильм», когда о режиссерах, снимавших природу, забыли и о выделении средств на съемки фильмов о краснокнижных животных не было и речи. Руководители компании, использующей богатейшие нефтяные ресурсы республики, стремились продемонстрировать свою заботу о сохранении уникальной природы Казахстана. И они нашли исполнителей с огромным опытом, истосковавшихся по работе.

«Алтын-Эмель» стал одним из последних фильмов Белялова и Мухамедгалиевой. Эта работа была показана на фестивале «Земля – наша родина» как пример высокого профессионализма и преданности избранной теме.

Как всегда, классики казахстанского кино создали лирико-философское эссе о вечной природе, притягивающей человека своими загадками. В их повествовании на первом месте – суровые горы, пустыни, степи и вписавшиеся в этот ландшафт величественные курганы, напоминающие о могущественных сакских вождях конца первого тысячелетия до нашей эры. И в этом фильме главными персонажами стали именно краснокнижные животные.

Что теперь происходит в «Алтын¬-Эмеле»? Помните, новый национальный парк был образован на базе Капчагайского охотничьего хозяйства? Это вызывающее радостные чувства событие вселяло надежду, что его краснокнижные обитатели: джейраны, куланы, дрофы-красотки, архары – наконец-то окажутся в безопасности. Восстановится поголовье, и заживут они вольготно под охраной егерей.

Ан нет! Не тут-то было! В ходе подготовки фестиваля мы заглянули на официальный сайт парка. Судя по всему, от укоренившихся прежних «традиций», то есть от организации охот, и не собирались отказываться. На сайте «Алтын-Эмеля» опубликованы даже расценки на отстрел животных. Утверждается, что поголовье краснокнижных животных чрезвычайно быстро увеличилось. Например, сибирских косуль уже больше 150 особей, и на них можно охотиться! А разве 150 грациозных, хрупких животных – это много для национального парка?!

Правда, отметим, охотиться разрешается только на определенных животных. Но где гарантия, что жертвами охотников окажутся именно они? Здесь невольно вспоминаются слова индейского вождя Сиэттла, который говорил, что он, простой человек, не понимает, зачем убивать животных.

А охота в национальном  парке, на территории, специально отведенной для вольного и безопасного обитания животных, напоминает забавы сытых бар и господ… Да и администрация парка не скрывает, что это дорогостоящие элитные охоты. Неужели именно таким циничным образом стоит зарабатывать деньги? Возникает сомнение: на охрану ли природы и восстановление численности животных они будут направлены?!

Сюжет другого фильма «Экологический туризм в Заилийском Алатау», очевидно, продиктован стремлением привлечь иностранных туристов. Он сопровождается титрами на английском языке и латыни. Его создатели вместе с иностранными гостями бродили по Алматинскому заповеднику, Иле-Алатаускому национальному природному парку, побывали в районе реки Чилик. Наблюдали за оленями, медведем, маралами, даже барсом. Все это очень похоже на подготовку видеогида для охотников…

На фоне этих лент фильм «Не стреляйте в белых журавлей!» о вкладе Наурзумского заповедника в международный проект «Развитие миграционных маршрутов и водно-болотных угодий для сохранения сибирского журавля и других околоводных птиц в Азии» звучал как предупреждение и призыв о помощи.

О новом парке «Кольсайские озера», местах, давно посещаемых казахстанцами, об организации гостевых домов для экологического туризма зрители узнали из пятиминутной зарисовки «Колдовство озер», снятого по методике «коллективное видео» в рамках программы малых грантов Глобального экологического фонда. Пейзажи горной страны, называемой казахстанской Швейцарией, панорамы озер, берегов, поросших густым лесом. Съемки любителей, едва ли не впервые взявших камеру. Видеоряд сопровождается монологами директора нового парка и главы администрации близлежащего поселка.

О том, что не все в порядке в нашем профессиональном кинематографическом цехе свидетельствовал документально-видовой фильм об Иле-Алатауском национальном природном парке с одноименным названием (2004 г.). С высоты птичьего полета сняты горные хребты, ущелья, альпийские луга, речки. Но чтобы рассказать о животном мире парка, авторы использовали кадры из фильмов В.А.Белялова и Л.Ж.Мухамедгалиевой советского периода (без указания их авторства в титрах!) и доснимали животных в городском зоопарке! Какая профанация!

Скромный, если не сказать слабый, уровень казахстанских фильмов, говорил о многом. Нет последователей у наших мастеров. Снимать документальное, научно-популярное кино о природе невыгодно, следовательно, на него нет средств. Острые публицистические ленты в защиту природного наследия республики вряд ли возьмут телеканалы. Это значит, их не увидит зритель. Нет средств и значит нет возможности учить молодых. И далее круг замыкается – некому снимать хорошие фильмы, а плохие подрывают авторитет экологического кино. Выгоднее снимать рекламные фильмы, а проще всего – фильмы-отчеты.

Вот и получается, что ниша кино о природе, которую раньше занимали профессионалы, теперь все больше заполняется любителями, представителями НПО. Одни из них, пусть не всегда знакомы с основами съемки и монтажа, написания сценария, душой болеют за судьбу природы. Другие – равнодушно выполняют заказ, получил деньги и забыл.


Завидная роль оператора

Читаешь титры фильмов и обращаешь внимание на имена операторов. Кто снял? Кому удалось подстеречь пугливого оленя? Кто терпеливо и настойчиво ждал, когда на камнях уляжется нерпа, затихнет на ветке белка и будто сощурит от солнца глазки? А кто «поливал» камерой из стороны в сторону, заранее не определившись, что в композиции кадра главное, на какой объект должен быть направлен взгляд зрителя? Оператор и еще раз оператор. Его роль в создании фильмов о природе – едва ли не главная. Вы спросите, а режиссер? Нередко оператор выполняет и его функции. Но в качестве «режиссера-постановщика» выступает сама природа. Это и ставит оператора в особые условия.

Именно он, оставаясь наедине с природой – в этой ситуации ему, как правило, не нужны помощники, – запечатлевает изменчивые картины в солнечный день и дождливый, в жару и в холод, на заре и в сумерках. Именно он, подолгу сидя в палатке-скрадке, терпеливо ждет, когда чуткие, пугливые животные привыкнут к ее виду и убедятся, что нет опасности. Именно он успевает снять их в непредсказуемой динамике. Тут не скомандуешь: «Съемка! Начали!», здесь все в постоянном движении – что было вчера, не повторится сегодня.

Жаль, что на фестивальных просмотрах не присутствовали профессионалы с опытом съемки природы. Очень хотелось задать им вопросы о том, как снимался тот или иной эпизод, как избежать ошибок и как добиться большей выразительности кадра.

Вспоминались уроки В.А.Белялова, который немало рассказывал нам о своей работе: как «добывал» удачные кадры. Близко общаясь с Вячеславом Алиевичем, мы убедились, что важную роль играют не только профессиональные навыки, умения, но и характер оператора, его человеческие принципы и убеждения.

И опять эта истина подтвердилась на примере многих лент, показанных на фестивале. Как удачно сняты А.Безугловым обитатели природного парка «Налычево»! Дикие северные олени, гордо несущие свои огромные рога, медвежата с медведицей, резвящиеся на освещенной солнцем поляне. Как трогателен медвежонок, взобравшийся на дерево и зависший над камерой. Из-под лапы сыплется кора прямо на объектив!

В тринадцать минут экранного времени уложилась трогательная то ли сказка,  то ли быль из жизни юной соболюшки. Вcего за год ей довелось пережить и радость, и беду, и несчастливое общение с человеком. Было очевидно, что этот немудреный сюжет искусно смонтировали из накопленных ранее материалов и специально доснятых кадров. Возможно, оператор оказался свидетелем соболиной трагедии – зверек попал в капкан! И получилась история, создатели которой подобно известному писателю Виталию Бианки, выступили «переводчиками с бессловесного». Василий Солкин, Геннадий Шаликов, Олег Кабалик, Александр Афанасьев придумали «Тринадцать минут соболиной жизни» в традиции замечательного режиссера-натуралиста Александра Згуриди на границе игрового и научно-популярного кино.

Настоящий дом  человечества – это природа. Она преподносит изумительные подарки, открывая свои «детские секреты» тем, кто умеет видеть. Что такое «Улитка», одна из первых проб пера самодеятельных операторов из экологического клуба «Эремурус» Дениса Копейкина и Вадима Шленского? Это трехминутная видеозарисовка, снятая в горах Узбекистана. Светит солнце, идет дождь, по стволу дерева ползет крошечная улитка. В медлительном путешествии улитки – метафора вечного движения, где день – как вечность. Помните – «И дольше века длится день…»?

Когда оператор свободен, он, безусловно, превращается в поэта. И так рождаются визуальные стихотворения, продиктованные восхищением и благоговением перед природой. Таковы – видовые ленты «Байкал. Времена года», миниатюрный сюжет «Осенний мотив». В основе драматургии – естественный природный цикл – смена времен года. Вот зима: картины-слайды в серо-голубой тональности. Серебристые деревья, очертания берегов, едва различимые в молочном тумане, ледяные гроты, причудливо сбившиеся на поверхности озера торосы. В зарисовке «Осенний мотив» созерцание  кружения осенних листьев на воде – прямо-таки визуальная медитация.

Природа – сама великий художник. Живописец и график. И композитор. Разнообразие форм, буйство ее красок – неповторимы; звуки – неподражаемы. В непредсказуемых ритмах течения воды, трепета листвы, движения барханов – вечная жизнь, то замирающая, то воскресающая вновь. Природа завораживает и удивляет, покоряет и погружает в неспешное созерцание, в тихое размышление о подлинной красоте, рождая особый строй мыслей и чувств.

Фантазия и очарование природы порой обезоруживают оператора. Как снимать? Как передать свои ощущения и настроения? Можно ли это сделать, просто фиксируя жизнь природы, или иной раз позволительно подкорректировать ее ритмы, краски. Благо нынешние компьютеры оснащены целым рядом соблазнительных программ. И тогда можно поиграть с изображением. Что-то облака движутся слишком медленно, – зададим нужные кинетические координаты. И они понесутся, будто гонимые ветром, ураганом, унося нас в виртуальную реальность. Но такие эффекты слишком бросаются в глаза, и возникает вопрос, а всегда ли они уместны в фильмах о природе.

Действительно, роль оператора особенная. В его руках камера – мощный инструмент, как кисть художника, позволяющая «зарисовывать», запечатлевать пейзажи, животных, явления природы. От оператора зависит, что увидит на экране зритель. Если он любит профессию, любит дело, которому отдает годы, и даже посвящает целую жизнь, это обязательно почувствует зритель. Творческие импульсы,  как солнечные лучи, как капли дождя попадут на благодатную почву.


Вместо заключения – продолжение следует

Два месяца пролетели мгновенно. Вот и закончился наш фестиваль. Мы окунулись в чудесный мир, благодаря экрану побывали в сибирской тайге, почувствовали живую силу Байкала, путешествовали на моторках по Большому Абакану с командой заповедника «Хакасский», прятались от палящего солнца в тугаях Зарафшанского заповедника, шагали за туристами по парку «Налычево», сердцем слушали осенний вальс падающей листвы.

Организаторы рассчитывали этими показами привлечь внимание общественности, журналистов, которые искренне хотят помочь природе. На просмотры приходили ученые, преподаватели, студенты экономических вузов, Академии искусств, забегали журналисты. Преимущественно интеллигентная среда.

Мы не присуждали призов, не выдавали поощрительных наград. Важнее было услышать зрительские отклики, вопросы, поддержать дискуссии. Именно зрители и подвели итоги фестиваля. В числе наиболее понравившихся фильмов были названы – «Тринадцать минут соболиной жизни», «Осенний вальс», «Природное наследие России», «Байкал. Времена года», «В гости к Агафье Лыковой», «Улитка».

Много эмоций вызвал крошечный мультипликационный клип «Маленькая шалость – большая беда!», призывающий не вредить природе. Его посмотрели несколько раз. Беспечная малышка, играя со спичками, поджигает лес. Завершает сюжет  детский плач его беззащитных обитателей, стоящих на пепелище: птичек, ежика, зайчика... Впечатляющий клип сделан известным итальянским художником Бруно Бозетто.

Мы думаем, что одним из самых замечательных итогов фестиваля, стало то, что люди захотели унести с собой частичку этого маленького праздника. И это, наверное, лучшая награда создателям фильмов. Зрители спрашивали, где можно заказать копии фильмов, можно ли их переписать для близких и друзей. Одновременно они сетовали, что сегодня на казахстанском ТВ не показывают такие фильмы, а дети и взрослые очень нуждаются в них.

Закрытие фестиваля совпало с закрытием очередного сезона в нашем клубе. На последней встрече обменивались впечатлениями, высказывали пожелания и замечания. Студентка операторского отделения ТЭАКТ Валя Серова отметила: «Работа клуба «Зеленый объектив» постепенно меняет нас, меняет наше сознание, предлагает смотреть на мир и природу по-другому…».

Разумеется, все присланные фильмы просмотреть не успели. Но явный интерес, проявленный зрителями (значит, не зря все это затеяли!), натолкнул нас на мысль продолжить показ работ наших коллег в клубе в новом сезоне, который открылся 8 октября. И еще… А не подготовить ли новый фестиваль, еще более интересный?


Фестиваль закончился. Да здравствует фестиваль!


P.S. Выражаем искреннюю благодарность всем, кто откликнулся на приглашение «ЗС» принять участие в фестивале фильмов об особо охраняемых природных территориях.

Все материалы о клубе экологического фильма «Зеленый объектив» опубликованы на сайте «Зеленого спасения»: www.greensalvation.org. Там же вы найдете хронику и фильмографию фестиваля. С удовольствием ответим на ваши письма и вопросы.


Н.Н.Беркова.

15 октября 2008 года.