ВИДЕО / Взгляд на экологическое кино

Версия для печати Версия для печати

 

Надежда Беркова,
киновед,
доцент КазНАИ им.Т.Жургенова.


Фильмы Вячеслава Белялова
о природе Казахстана скоро предстанут обновленными


Неигровые фильмы о природе Казахстана являются культурным наследием не только республики, но и достоянием мира. Согласно основным приоритетам Программы ЮНЕСКО «Память мира» [6], они отвечают критериям и целям этой программы. В связи с тем, что за период хранения фильмы частично утратили цвет, они нуждаются в реконструкции для того, чтобы быть вновь введенными в оборот, чтобы их увидели представители нового поколения казахстанцев. Один за другим предпринимаются шаги к восстановлению этого наследия. Сегодня они вселяют надежду.

В учебно-методический план изучения дисциплин «История советского кино» и «История казахского кино» студентами факультета кино, телевидения и искусствоведения КазНАИ им.Т.Жургенова входит посещение Центрального государственного архива кино-, фотодокументов и звукозаписей Республики Казахстан (ЦГАКФДЗ РК) [8]. Главной целью экскурсии нынешнего 2013 года был просмотр уникального фильма времен Великой Отечественной войны «Тебе, фронт!» (1942) режиссера Дзиги Вертова и ленты казахстанских авторов В.Белялова и Л.Мухамедгалиевой «Соленые слезы Турана» (1988). Посещение архива произвело огромное впечатление на учащихся еще и потому, что частью этой экскурсии стала демонстрация поступившего в 2012 году оборудования известной  французской фирмы  Debrie Cinematography [1,2]. Главный инженер архива, Юлия Георгиевна Волчкова, увлеченно рассказывала об инновационных характеристиках этого комплекса: принципах действия проявочных и чистящих машин, цветоанализаторов, кинокопировальных аппаратов.

Знакомство творческой молодежи с деятельностью учреждения – хранилища бесценных исторических кинодокументов, звукозаписей, зафиксированных на целлулоидную, магнитную пленки, а теперь и на современные электронные носители, – существенная сторона педагогической и методической работы по привлечению студенчества к изучению и сохранению культурного документального наследия народов Казахстана.

Для просмотра были подготовлены два фильма. Выбор второго – не случаен. В ЦГАКФДЗ РК находится немалая часть коллекции неигрового кино о природе, созданного во второй половине ХХ века казахстанскими кинематографистами. Чтобы остановить свой выбор именно на ленте В.Белялова, предварительно пришлось просмотреть фильмы о природе страны, снятые с 1960 по 1997 год режиссерами и операторами киностудии «Казахфильм» – А.Кулаковым, М.Олькиной, Э.Дильмухамедовой, В.Беляловым и Л.Мухамедгалиевой и других.

Естественно, не все они равнозначны по своим художественным достоинствам. Постепенно стало ясно, что эстетически наиболее ценными, художественно выразительными являются работы режиссера и оператора В.Белялова, драматурга и сорежиссера Л.Мухамедгалиевой.

Из списка, в который входит более 40 их лент, можно выделить «Беркуты», «Аксу-Джабаглы», «Зачарованный лес», «Нужны ли дали голубые?», «Джунгарский тритон», «Дом для серпоклюва», «Устюртский муфлон», «Сурок Мензбира», «Ожерелье голубки», «Вечная, зовущая природа», «Каспия зимний мотив», «Соленые слезы Турана», снятые в 70-80-е годы ХХ века. Авторы снимали эти и другие ленты с целью привлечения внимания государственных органов и общества к проблемам сохранения природных богатств республики, охраны сокращающегося животного мира, в особенности видов, занесенных в Красную книгу республики. В создании лент принимали участие ученые (зоологи, орнитологи и другие специалисты). Они высоко оценивали содержание отснятого материала, благодаря которому уточнялись данные их исследований.

Неигровое кино о природе считалось важнейшим инструментом патриотического воспитания, воспитания любви к родной природе, пробуждения интереса к зоологическим, ботаническим исследованиям, формирования гражданской позиции, связанной с вопросами охраны природы, защиты животных. «Фильмы о краснокнижных животных Казахстана, заповедных землях, уникальных ландшафтах республики заказывали центральные ведомства. Работы режиссеров-натуралистов имели большое просветительное значение, показывались по местному, Центральному телевидению СССР, в кинозалах по всей стране, в школьных кинотеатрах, просмотровых залах институтов усовершенствования учителей» [3, с. 306].

Белялов и Мухамедгалиева понимали, что работают в благородных целях просвещения и образования подрастающего поколения, Вячеслав Алиевич неоднократно предпринимал попытки через Министерство образования, Министерство культуры выпустить тираж своих фильмов на видео для показа на уроках биологии, географии, факультативных занятиях по экологии. Но мечтам его тогда не суждено было осуществиться.

«С распадом Союза выяснилось, что часть фильмов хранится в Центральном государственном архиве Республики Казахстан, а другая в архиве Гостелерадио СССР, ныне Российской Федерации» [3, с. 306]. Крупнейшая государственная телерадиокомпания, размещенная в Москве, оставляла за собой право все исходные материалы – негатив изображения, эталонную копию (позитив), а зачастую и лаванду, то есть контратип, с которого печатаются копии, негатив звукозаписи – направлять в архив Гостелерадио СССР. В титрах целого ряда фильмов – «Беркуты» (1976), «Зачарованный лес» (1977), «Дом для серпоклюва» (1980), «Вечная зовущая природа» (1983), «Ожерелье голубки» (1985), «Красавчик джек» (1988), «Кудрявый пеликан и другие» (1990), «Бабочки высокогорья» (1990), «Стрепет» (1991), «Бакланы» (1991), «Тугайный олень» (1995) – написано, что создавались они по заказу Центрального телевидения. Значит, исходные материалы концентрировались в архиве Гостелерадио. Время шло и в ЦГАРКФДЗ РК происходило постепенное разрушение аудиовизуальных материалов, в силу технической отсталости носителей: пленка слабого отечественного качества выцветала до желтизны, изображение утрачивало первоначальный цвет. С конца 90-х годов представители общественности, в частности, сотрудники экологической организации «Зеленое спасение», выражали обеспокоенность состоянием коллекции Белялова и Мухамедгалиевой, хранящейся в республиканском архиве, искали пути ее восполнения для изучения их документального и научно-популярного наследия.

Получить фильмы из Москвы (Россия) после того, как перестала действовать централизованная система заказного кино, оказалось чрезвычайно сложно. Союз кинематографистов РК, Министерство культуры РК, частные фонды в качестве приоритета поставили возвращение казахстанских фильмов советской эпохи из фондов Российского государственного киноархива «Белые столбы» [7]. В 2006 году «Золотая коллекция казахского кино» поступила в массовую продажу, тиражированная сначала на кассетах VHS, затем на DVD носителях [11]. Это был прецедент. Значит, возможно вернуть и фильмы Белялова на родину?!

В мае 2007 года активисты из «Зеленого спасения» совместно с дирекцией ЦГАКФДЗ РК подготовили письмо-ходатайство в Министерство культуры, Архивное управление, к мэру города. В этом обращении, в частности, говорилось:

«ЦГАКФДЗ  РК и  Экологическое общество «ЗС» считают, что решение вопроса о возвращении исходных материалов документальных и научно-популярных фильмов В.А.Белялова и Л.Ж.Мухамедгалиевой в Казахстан крайне необходимо и своевременно! Сегодня в нашей республике чрезвычайно остро стоит вопрос экологического и патриотического воспитания.

Творческое наследие этих авторов, безусловно, сыграет в выполнении этих задач огромную роль. Это то культурное наследие, которым Казахстан может по праву гордиться. Мы должны объединить усилия к возвращению исходных материалов. Мы надеемся на помощь и вмешательство государственных структур. Важно, не упуская момента, сделать фильмы Белялова и Мухамедгалиевой достоянием не только казахстанцев, но народов других стран.

Неигровое кино о природе Казахстана является культурным наследием не только республики, но и достоянием мира. Согласно основным приоритетам Программы ЮНЕСКО «Память мира», оно отвечает критериям и целям этой программы, учрежденной в 1992 году. «В рамках программы «Память мира» обеспечивается признание и защита документального наследия, имеющего международное, региональное и национальное значение, обеспечивается равноправный доступ пользователей. Важным фактором программы является распространение всеобщей осведомленности о существовании и значимости документального наследия» [6].

Передача копий фильмов в Центральный государственный архив кино-, фотодокументов и звукозаписей Республики Казахстан чрезвычайно важна: ленты о природе нашей страны найдут заинтересованных почитателей и зрителей. Новые поколения обратятся к этим лентам» [10].

С одной стороны, общественность и руководство архива уповали на возвращение исходных материалов, сохранивших аутентичное качество, с другой – специалисты Центрального архива изыскивали пути поддержать качественный уровень материала, что хранился здесь, в Казахстане. Для реставрации фильмов необходима была специальная аппаратура. Первым этапом на пути к закреплению на цифровом носителе имевшегося на данный момент качества стало приобретение ЦГАРФДЗ РК в 2008 оборудования «Телекино» – «Telecinema».

Наконец в 2012 году в архив поступила новая аппаратура, рассчитанная на восстановление фильмов, воссоздание подлинного цвета снятого материала. С получением аппаратуры Debrie, освоением ее технического потенциала, направленного на возвращение киноматериала в научный оборот на новом этапе, тиражирование фильмов для новых поколений зрителей, огромная ответственность ложится на редких специалистов архива. Таким образом, «задачи сохранения всемирного наследия имеют непосредственное отношение к повседневной действительности» [7, с.32], умениям, навыкам, знаниям тех, кто берется за столь важное дело.

Лучшее из коллекции фильмов Белялова и Мухамедгалиевой, отвечающее критериям Программы «Память мира» должно быть восстановлено еще и потому, что имеет прямое отношение к Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия. Конвенция была принята 16 ноября 1972 года Генеральной конференцией ЮНЕСКО [8, с.18]. Казахстан подписал эту Конвенцию в 1994 году. К декабрю 2000 года был подготовлен перечень природных объектов Казахстана для включения в список всемирного наследия.


1. Государственный природный заповедник «Акcу-Джабаглы».
2. Государственный природный парк «Алтын-Эмель».
3. Иле-Алатауский государственный национальный природный парк.
4. В номинацию «Степи и озера Северного Казахстана» объединили Наурзумский и Коргалжынский  заповедники, они были включены в Список природного наследия в 2008 году [4].

Все вышеназванные территории имели непосредственное отношение к неигровому кино о природе. В свое время в этих местах вел съемку Белялов. К 50-летию заповедника «Аксу-Джабаглы» в 1976 году сняли фильм об уникальной заповедной территории. Там же, в одном из ущелий на скальном обрыве, нашли гнездо беркутов, и появилась лента о семействе хищной птицы. В отрогах Тянь-Шаня близ Алма-Аты наблюдали расписную синичку, а на Большом Алматинском озере в 1980 году запечатлели жизнь крошечной колонии серпоклювов. Список этот может быть продолжен.

Очевидно, что киноматериал режиссеров-натуралистов обладает непреходящей ценностью, потому что усилия их были направлены «на сохранение флоры и фауны, воспроизводство природных ресурсов и обеспечение гармонии окружающей среды» [5, с.32], а съемки проходили на территориях будущих национальных парков.

Восстановление аутентичного цвета фильмокопий, хранящихся в архиве, будет способствовать пропаганде защиты природы, послужит идее сохранения уже известных и новых природных объектов для внесения в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Май 2013


---

1.    Арцишевский А. Казахстан как территория кино http://camonitor.com/archives/2961.
2.    http://rus.625-net.ru/cinema/2007/06/ibc2007.htm/.
3.    Беркова Н.Н. К вопросу о кинонаследии В.А.Белялова и Л.Ж.Мухамедгалиевой/ Преемственность традиций культуры и искусства в мировом пространстве. Сборник докладов международной научно-практической конференции. – Алматы, 2008. – с. 304-307.
4.    Коргалжынский и Наурзумский заповедники в составе объекта «Сарыарка – Степи и озера Северного Казахстана»  в 2008 году были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. http://ru.wikipedia.org/wiki/%.
5.    Паран Мишель. Концепция всемирного наследия// Курьер ЮНЕСКО, сентябрь, 1988.
6.    Программа ЮНЕСКО «Память мира»: http://www.unesco.org/webworld/mow;   http://www.kyrnatcom.unesco.kz/mow/mow.htm.
7.    Российский государственный киноархив: http://www.gosfilmofond.ru/.
8.   Шестаков А. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия: задачи и содержание// Вестник «Зеленое спасение». Выпуск 14. «Всемирное наследие». Алматы: Гермес, 2001.
9.    ЦГАКФДЗ РК: http://kfdz.kz/.
10.  Копия письма хранится в архиве «ЗС».
11.  «Золотая коллекция казахского кино» выпущена в 2006 году на средства Банка Туран Алем. Далее инициатива была подхвачена и в 2006 году при спонсорской поддержке ГУ «Департамент культуры Павлодарской области» вышло в свет Собрание фильмов Шакена Айманова. http://www.caravan.kz/article/8762/print.