ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ КЛУБЫ / Станция юных натуралистов г. Алматы

Версия для печати Версия для печати



 Экологическое краеведение средствами новых электронных технологий

Надежда Беркова, киновед,
Экологическое общество «Зеленое спасение»
(г. Алматы, Казахстан)

Елена Ударцева,
руководитель кружка «Экологическое краеведение»,
Станция юных натуралистов
(г.Алматы, Казахстан)


Первому ознакомлению учащихся с уникальными ландшафтами родного края, особенностями его географических зон может способствовать просмотр специально подобранных фильмов. Такой методический прием особенно уместен, если эти зоны – высокогорье, пустыни, степные районы – недоступны для экологических экскурсий. Второй методический прием, путешествие в национальный парк, заповедник после просмотра фильма, снятого в этих местах профессионалами, интересен тем, что школьники воочию убеждаются в увиденном на экране или обнаруживают какие-либо перемены. Экскурсия по экологической тропе или несложному для школьников туристскому маршруту – возможность провести собственные съемки на фотокамеру или мобильный телефон, чтобы затем на уроке закрепить пройденный материал и оставить в своем видеоархиве смонтированные (или не смонтированные), обеспеченные титрами, закадровым комментарием сюжеты.

Предлагаемый вниманию учителя первый вариант работы с богатым киноматериалом был осуществлен на базе алматинской средней школы № 42 совместными усилиями сотрудника Экологического общества «Зеленое спасение» Н.Н. Берковой и учительницы начальных классов Е.В. Мусихиной [1, с.43-91]. В своей работе они опирались на коллекцию фильмов о природе, собранную членами неправительственной организации. Самую ее ценную часть составляют работы режиссера и оператора-натуралиста киностудии «Казахфильм» В.А. Белялова. В 70-90-е годы ушедшего столетия вместе со сценаристом и сорежиссером Л. Ж. Мухамедгалиевой он представлял пример высокого служения профессии и оставил в наследство потомкам около 40 фильмов о природе и животном мире республики. Фильмы снимались в самых разных уголках большой республики, часто труднодоступных местах: пустыни Бетпак-Дала, Сары-Ишик-Отрау, чинки Устюрта, озера Кургальджино и Боровое, низовья реки Или, берега Каспия, острова в Аральском море, отроги Тянь-Шаня.

Оказалось, что короткометражные научно-популярные сюжеты оптимально вписываются в структуру урока (внеклассного занятия), дают точные сведения, соотнесенные с материалами Красной книги. К примеру, «Дом для серпоклюва», «Сурок Мензбира», «Устюртский муфлон», «Бабочки высокогорья», «Каракурт», «Беркуты». Благодаря материалу, отснятому оператором, можно увидеть горные пейзажи, речные долины, ландшафты пустыни, бескрайние степные просторы. В фильмах запечатлены пеликаны и фламинго, тугайный олень и снежный барс, черный гриф и райская мухоловка, джунгарский тритон и дикобраз, варан и земляная белка, дрофа-красотка и другие животные. Фильм длительностью 18-20 минут делится на две части. Детям сначала показывают первую часть фильма, чтобы не загружать их сразу большим количеством визуального материала. Школьники получают возможность внимательно рассмотреть животных, их форму, окрас, поведение, пластику. Внимательно слушают комментарий к фильму. Они запоминают внешний облик животных и затем словесно описывают его. Потом показывают вторую часть ленты. По завершении просмотра учащиеся отвечают на вопросы учителя. Так на занятии ученики усваивают первоначальные знания из области биологии и краеведения.

Усвоив схему урока, на каждом последующем занятии дети записывают в тетради названия животных, местность, где они обитают, рисуют. Устно, ярко и образно, описывают поведение птиц и зверей. Самые выразительные и симпатичные, по мнению соучеников и учителя, рисунки размещаются в самодельной классной Красной книге. Учащиеся начальной школы на уроках с демонстрацией фильмов ближе узнают природу родного края, учатся понимать, уважать особый недоступный для них мир свободных, диких животных. Учитель обращает внимание на причины исчезновения животных: как вследствие естественного отбора, так и связанного с антропогенным фактором. Объясняет, каким мудрым и справедливым, скромным и деликатным в обращении с природой должен быть человек, чтобы сохранить окружающее его биоразнообразие и оставить в наследство следующим поколениям прекрасный мир природы. О своем кредо замечательный кинематографист В. А. Белялов говорил: «Сверхзадача, которую мы ставим перед собой. Она проста, лежит на поверхности – просветительство. Экология – это часть общественной морали» [4, с. 251].

Второй методический прием в осуществлении задач экологического краеведения связан с посещением национального парка или заповедника после просмотра фильма, снятого в этих местах профессионалами. Эта методика была реализована сотрудниками и добровольцами «Зеленого спасения» в программах летней экологической школы «Муравейник» [3]. В походах по ущельям Заилийского Алатау, прилежащим к городу Алма-Ате и области, ребята своими глазами видели красоту природы, изучали растительность на высоте от 1500 м над уровнем моря до альпийских лугов, расположенных на высоте 2000-2500 м. Но они не могли видеть животных в наших горах, потому что уже многие годы в связи с мощным давлением городской агломерации животные боятся людей, избегают их и немало истребляются браконьерами.

И, наконец, третий методический прием. Экскурсия по доступной экологической тропе или несложному для школьников туристскому маршруту, самостоятельная съемка на фотокамеру или мобильный телефон интересны тем, что учащийся среднего звена или старшеклассник не только рассматривает, созерцает картины природы. Для того чтобы запечатлеть их на цифровой носитель, ученик постигает основы киноязыка, драматургии, учится строить композицию кадра и размышляет над комментариями, в которых должно быть выражено не только удивление, восхищение, но объяснение того, что запечатлено в его сюжете. Это достаточно серьезная работа для ума и сердца: закрепить пройденный по биологии, географии, экологии материал и оставить в своем видеоархиве. А можно также поделиться с друзьями в соцсетях, вывесить для просмотра на школьном сайте смонтированные, обеспеченные титрами, закадровым комментарием сюжеты о путешествии на природу.

Такой опыт также описан участниками летней экологической школы [2, с.40-46] и руководителем кружка «Экологическое краеведение» Е.Р. Ударцевой [5]. В фотоархиве педагога за годы накопилось немало фотографий. Опыт запечатления на пленку удивлявших, восхищавших учительницу картин природы формировался со студенческих лет. Теперь по возвращении из походов вместе с детьми устраиваются коллективные просмотры фотографий. Пример преподавателя вдохновляет, и учащиеся фотографируют сами. Сам процесс съемки столь увлекателен, что может стать побудительным мотивом к выбору профессии, сначала, к примеру, к участию в конкурсе видеоклипов «Экологические проблемы глазами детей» зимой 2013 года. Примечательно, что для победителей этого конкурса весной того же года был организован спецкурс при содействии преподавателя операторского мастерства КазНАИ им. Т. Жургенова Э.Б. Пшенаевой. Одна из слушательниц этого курса решила стать профессиональным фотографом и кинооператором и поступила в соответствующий вуз.

Чрезвычайно важными в воспитании любви к родной природе, родному краю являются слова напутствия убежденного в своих принципах учителя-эколога: «Приходя погостить к муравьям, птичкам, лесам, нужно стараться не беспокоить их. Наблюдайте и берите от окружающего мира то, что даст вам вдохновение и силы увидеть себя в этом особенном мудром и слаженном организме под названием Жизнь. Важно, чтобы уже с детства все понимали – мы на Земле не главные, а являемся лишь частичкой Природы. Человек не может, не имеет права просто по своему желанию спиливать деревья в лесу, строить дороги в заповеднике, вмешиваться в тысячелетиями формировавшиеся на планете взаимосвязи и взаимозависимости, уничтожать другие живые организмы. Ведь так он уничтожает себя самого! Учитесь у Природы созидать и делиться своими лучшими качествами» [5].

Итак, цель учителя – дать знания о природе. Знать, чтобы любить. Любить, чтобы защищать. Чтобы став взрослыми, принимать разумные решения, в основе которых уважение к природе, благоговение перед ее могуществом и красотой.


Литература:
1. Беркова Н., Мусихина Е., Жданко Е. По страницам Красной книги: путешествие с камерой // Вестник «Зеленое спасение». Выпуск 18. «Экологизация сознания». – Алматы, 2008. – 158 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.greensalvation.org/uploads/Publish/Vestnik18_for_internet.pdf (дата обращения 16.01.2014)
2. Беркова Н., Копейкин Д. СамоделКИНО видео, или Как мы сняли фильм за один день//Вестник «Зеленое спасение». Выпуск 12. «Планета детей».– Алматы, 2000. – 116 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.greensalvation.org/uploads/Publish/vest_12.pdf (дата обращения 16.01.2014)
3. Вестник «Зеленое спасение». Выпуск 8. «Летняя экологическая школа». – Алматы. – 1998. – 101 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.greensalvation.org/uploads/Publish/vest_08.pdf (дата обращения 16.01.2014)
4. Лосукова С.П. Эти барсы, эти дрофы, эти дали...//Зачем инженеру искусство? Сост. Г.М. Ким. – Алма-Ата: Казахстан. – 1990. – с.228-255.
5. Ударцева E., Курьянова И. В поход с кружком «Экологическое краеведение» [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.greensalvation.org/index.php?page=Jekologicheskoe-kraevedenie-Udarceva (дата обращения 23.02.2014); см. также Ударцева E., Курьянова И. В предвкушении новых странствий. В сокращении // Газета «Берегиня» (г. Нижний Новгород, Россия). 2013, октябрь, (№ 8), с.10. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://docs.google.com/file/d/0B-Zc3ie4diSqR2JQRmJQYjdzd28/edit?pli=1 (дата обращения 16.01.2014).

 

Май, 2014 г.